Рустам Аджи


Где-то в Соединенных Штатах его история полностью могла бы стать основой для сценария голливудского блокбастера. Мальчик из цыганского лагеря убегает из семьи, чтобы заниматься спортом, ограничивает себя во всем и восходит на мировую вершину. Однако у нас историю этой нерядовой фигуры немногие знают.

В 1995-му 21-летний мариуполец Рустам Аджи стал первым чемпионом мира по греко-римской борьбе в истории независимой Украины. Через восемь лет он оставил спорт после поражения в финале ІІ летних Всеукраинских игр 22-летнему Владимиру Шацких, который в 2006-му принесет Украине второе мировое «золото» в классической борьбе.

«Даже Шумахер не станет чемпионом мира, если машину заправят плохим бензином»

- Спорт я оставил в возрасте, который для многих моих коллег является периодом расцвета, – начал свой рассказ корреспонденту «УМ» Рустам. – Хотя мог еще бороться: даже в настоящий момент могу намять бока молодым…

Когда я впервые проиграл Володе Шацких, был убежден, что случайно. Большинство специалистов считали так же. Вскоре я выиграл в Вовы глазное столкновение в Мариуполе, но после этого проиграл ему еще дважды. Тогда и решил, что быть чьим-то дублером после всех побед, добытых в прошлые годы, не стоит.

Бороться для собственного удовольствия можно всегда, но нужно побеждать. Второе и третье места – не для меня. Поэтому лучше красиво пойти, чем быть посмешищем. Ведь когда ты в расцвете сил – у тебя внутри пылает пламя, ты рвешься на ковер. Но с годами эта страсть стихает, и ты чувствуешь, что скорость уже не та. Вот на недавнем чемпионате Украины Варданян и Рачиба продемонстрировали, что такое молодость, сила, энергия!

- Часто вспоминаете, как выходили на ковер?

- Слабым соперникам я никогда не проигрывал. Тот же Шацких стал вторым после меня украинским чемпионом мира, выиграл Гран-при Поддубного, на котором из украинцев за последнее десятилетие смог победить лишь в настоящее время покойный Вакуленко, я был вторым, а Дараган – третьим.

Думаю, Шацких способен выиграть на Олимпиаде в Пекине. Он уникальный борец с выдающимися данными, важно только, чтобы Володю правильно подвели к Играм. Это дело сложно – здесь и психология, и нервная система, и физическая готовность. Знаю это по собственному опыту.

В 1995-му я выиграл пять соревнований подряд, включая чемпионат мира. Причем я не просто побеждал соперников, а «убивал» их со счетом 7:0, 5:0. Но на Олимпийских играх-1996 я тем же оппонентам уступил, потому что не выдержал нервной нагрузки; возможно, и процесс изменения климатических поясов негативно отразился, где-то оплошности в тренировочном плане были. Мне и до сих пор досадно, что не стал призёром Олимпиады.

В 2000 году в Сиднее я был просто в идеальной форме. Первое столкновение у белоруса Копытная выиграл за 40 секунд! Думаю, все должно быть хорошо, поперло. Однако в следующем поединке неожиданно проиграл поляку Вольному, хотя и вел 2:0, и все… Это, по-видимому, судьба.

Для примера, венгр Аттила Репка, которого я уверенно победил в финале чемпионата мира-95, чемпионаты Европы выигрывал четыре раза, был олимпийским чемпионом Барселоны, а вот на мировых первенствах не торжествовал ни разу. Бог всегда помогает тем, кто трудится и не щадит себя. Нужно терпеть и, невзирая на неудачи, идти к цели. Не может такого быть, что невезти будет вечно – где-то ты себя проявишь.

- Рустам, говорят, в современной борьбе все покупается и продается. Не будете отрицать?

- Не буду. В настоящий момент эта «отрасль» процветает. Скажем, все знают, что кубинцы – фантастические борцы, особенно «тяжи». Супертяж Лопес Нуньес – так просто уникальный человек. На Кубе за выигрыш Олимпийских игр или чемпионатов мира борцу дают 2000 долларов, но, скажем, если турки предложат 100 тысяч, он согласится проиграть и занять второе место.

Я был на Кубе и знаю, что 100 тысяч долларов там – что для нас 20 миллионов. А турку на родине за победу на Олимпиаде дадут миллион «зеленых». То почему бы ему не расщедриться на «стимулирование» соперников?

Я, например, точно знаю, что нашему Давиду Салдадзе за поражение в полуфинале от грека Таноса давали 150 тысяч долларов. Но Давид сказал: «Ни за что!». (Салдадзе тогда победил, а в финале уступил шведу Люнбергу. – Авт.).

И я бы на месте Давида поступил так же. Возможно, дело еще в том, что у нас в Мариуполе борцам всегда хорошо платили. А если ты чемпион мира или Олимпиады, то вообще можешь не беспокоиться ни о чем. Вероятно, потому нам черные мысли в голову не лезли.

А вот армянину Назаряну за олимпийское «золото» дома подарили… велосипед. Поэтому не удивительно, что Армен переехал в Болгарию, ведь спортсмен такого калибра не должен волноваться, за что ему жить. Став олимпийским чемпионом уже как гражданин Болгарии, Назарян мигом превратился в миллионера.

Нашему же Володи Шацких за выигрыш чемпионата мира заплатили копейки. Это неправильно. Почему у нас лишь футболисты не ходят и не клянчат денег на витамины или собрания? Спортсмен должен хорошо есть, притом то, которое нужно: мед, орехи, курагу, мясо, икру. От нас же требуют высоких результатов. Скажите мне, может ли болид Формулы-1 хорошо гоняться на плохом бензине, даже если за рулем Михаель Шумахер? В Украине за всю историю были всего три олимпийских чемпиона из всех видов борьбы. Неужели их нельзя достойно обеспечить?

«Кормят трижды на день, тренируюсь постоянно и сплю. Рай!»

- Вам часто приходилось затягивать ремешки ради экономии?

- Я себя ограничивал на разных жизненных прелестях, в одежде, но на пище не экономил. Потому что знал: если буду плохо есть, то никогда ничего серьезного не выигрываю и, соответственно, хорошие деньги не заработаю. И действительно, когда стал чемпионом мира, мне уже хватало на все без ограничений.

- Но вы слишком рано женились, поэтому обеспечивать нужно было не только себя, но и семью.

- Да, когда мне было 20, у нас уже родился первый сын. В те времена считали каждую копейку. Но я через год стал чемпионом мира, и дела пошли на лад. Хотя к трудностям я привык с детства.

В 14 лет мне пришлось уйти из семьи. Я же родился и вырос в цыганском лагере со всеми его атрибутами. В двухкомнатной квартире мы спали на полу, когда ночью вставал к туалету, приходилось переступать через родителей, братьев и сестер – всего восемь лиц. В конечном итоге, то, где мы жили, даже жильем назвать трудно – у меня в настоящий момент кухня шире, чем те две комнаты.

Постоянные шишечки, курение в квартире – в таких условиях разве можно было вырасти в сильного спортсмена. Поэтому я попросил тренера Геннадия Гаврииловича Узуна дать мне жилье и со временем поселился в общежитии, где жил шесть лет. Приходил после тренировок, брал хлеб, макал в чай – вот такой и насыщение. Поэтому я безгранично благодарный наставникам, которые постоянно поддерживали меня финансово. В подаренных кроссовках я ходил и зимой, и летом – другой обуви не было. Если выигрывал какой-то турнир – тренеры мне вручали спортивный костюм. Радовался безгранично!

В те времена я занимался даже в выходные, когда все отдыхали. Если тренеры говорили подтянуться на перекладине 100 раз, я делал это 150 раз. Тренировки я не пропускал никогда – разве что был очень больной.

Нынешний сборник Болат Абдуллаев как-то сказал, что за пять лет пребывания в Мариуполе ему уже стало интересно, пропустит ли Аджи хотя бы одну тренировку. Однако я даже не опаздывал. Более того, я всегда просил тренеров, чтоб брали меня на сборы во время каникул. Дома же не было чего есть, а там кормили трижды на день; кроме того, я лишь тренировался и спал. Рай просто!

- Родители на вас не обижались, что вы покинули их ради спорта?

- Нет, они уважали мой выбор, а я их посещал и помогал, чем мог. Когда записался в секцию борьбы, попал к хорошим тренерам – в настоящее время, к сожалению, покойного, Пустовалова и Узуна. Посмотрел, как люди живут и задумался: «Ну, что мне светит в лагере? Можно же жить намного лучше».

Представляете, сколько бы цыган не начинали бороться после меня – никому не удалось подняться достаточно высоко, потому что не выдерживали спортивную дисциплину. Все привыкли к кочующей жизни и через год-два-три бросали борьбу. Может, такая судьба постигла бы и меня, если бы остался дома.

Мама и папа уже поумирали, а братьев и сестер я поддерживаю. Кстати, из своего брата Виджая (ему в настоящий момент 20) я хотел сделать борца. Но он борется скорее для себя, чем на результат, и не отдается спорту так, как я. Наверно, человек так построен: есть цель выбираться из грязи, – тогда есть стимул. Возьмите Майка Таксона, Шерон Стоун – они также выросли в бедности.

«Надеюсь, сыновья сделают то, что не удалось папе»

- Если вы женились так рано, по-видимому, у вас с любимой были очень сильные чувства?

- По-видимому (улыбается). Жили в согласии. Наталья работала в детском садике, денег у нас много не бывало. Для себя выделяли лишь на еду – остальное шло на младенца.

- Говорят, деньги портят человека. Вы, Рустам, изменились, когда начали получать хорошие заработки?

- Чтобы меня испортить, по-видимому, нужно очень много денег (улыбается). Я же никогда не был олигархом, а просто с какого-то момента начал хорошо зарабатывать. Но, конечно, хочется получать больше, потому что чем больше у тебя возможностей, тем выше у тебя потребности. Конечно, я бы хотел быть миллионером (смеется). А если серьёзно, то для хорошей жизни нужно иметь квартиру, машину, деньги, на еду, одежду, отдых. Ну, и, конечно, когда нужно, с друзьями водки попить.

- Не боитесь, что ваши деть вырастут развращенными?

- Я приучаю сыновей (старшему – 15, младшему – 12), что все в жизни нужно заработать своим трудом и поступками. Я не принуждаю детей заниматься борьбой, ведь каждый должен делать то, что ему нравится. Сыновья посещают секцию с удовольствием, и в обоих неплохо выходит – каждый из них уже стал чемпионом Мариуполя в своем возрасте. В настоящий момент они занимаются у специалистов «Азовмаш», я же тренирую юниоров и взрослых. Когда ребятам исполнится 16-17, заберу их к себе.

Теперь я доволен, что они занимаются спортом, что они здоровые люди, которые не знают, что такое пьянство и наркомания. Хотя мне, конечно, хотелось бы, чтобы они сделали то, что не удалось отцу – стали олимпийскими чемпионами.

Переживаю не только за детей. Моя главная мечта в настоящий момент – воспитать чемпиона мира. Ребятам, с которыми в настоящее время работаю, я лишь помогаю, а подготовили их другие тренеры. Может, первыми моими собственными воспитанниками, кто станет чемпионом мира, будут сыновья?

- Вы не колебались перед тем, как стать тренером?

- Борьбе я отдал всю жизнь. Поэтому, когда наступило время завершать карьеру, не рассуждая пошел на тренерскую работу. Думаю, мой опыт спортсмена помогает нашим юношам привозить из чемпионатов мира и Европы медали. За два года на юниорских форумах мы получили 15 наград. В команде тогда были такие замечательные борцы, как Пишков, Ерошкин, Балицкий, Крека, Цеповатенко. А Денис Демьянков в категории до 66 кг на украинском уровне уже побеждает более опытных и титулованных Хвоща и Лагойду. Надеюсь, смена у нас вырастет достойная.



ДОСЬЕ «УМ»

Рустам Аджи

Заслужен мастер спорта по греко-римской борьбе.
Родился 3 марта 1973 года в Мариуполе.

Спортом начал заниматься с девяти лет. Личные тренеры – Николай Пустовалов, Геннадий Узун.

Чемпион мира в 1995 г., бронзовый призер чемпионата мира в 2001 г., бронзовый призер чемпионата Европы в 1997 г., обладатель Кубка европейских чемпионов в 1994 г., чемпион СССР 1990, 1991, 1992 гг. Участник Олимпийских игр 1996 и 2000 гг.

С 2005 года возглавляет молодежную сборную Украины.

Женат. Жена – Наталия. Воспитывает двух сыновей (Рустама и Максима).


ПЯТАЯ ГРАФА

Цыганское счастье

- Один из соцопросов обнаружил, что среди представителей разных нацменьшинств коренные украинцы больше всего не любят цыган. Вы чувствовали на себе какую-то дискриминацию?

- Ни разу. Немало людей говорят, что я похож на армянина. Недавно был в Азербайджане – так меня там принимали за своего. В настоящий момент я мало общаюсь с цыганами – где-то месяц в году, поэтому некоторые слова по-цыгански уже придется вспоминать. Жена у меня русскоязычна, дети цыганский не знают. Разве что отдельные слова – «папа», «мама», «хлеб», «соль».

Самыми любимейшими у меня остаются праздники, которые мы по-особенному праздновали в лагере – Рождество и Пасха. Если есть время, я пытаюсь ходить к церкви, молюсь за здоровье близких людей. Также прошу Бога помочь в тренерской работе.

Источник:
www.umoloda.kiev.ua
www.foundnews.ru

0 коммент.:

Отправить комментарий